26 мая 2017 года Президент Украины Петр Порошенко подписал указ №146/2017, которым поручил Кабинету министров Украины разработать механизмы борьбы с украинскими водителями, которые незаконно используют автомобили на иностранной регистрации. Ранее П.Порошенко заявил, что использование автомобилей в обход таможенного законодательства является недопустимым и будут приняты все меры для ликвидации незаконных схем ввоза таких авто.
  «Когда мы были на Ягодине, машина с литовскими номерами – за рулем сидит украинец. Я говорю: это вы на пять дней въезжаете? Он говорит: господин Президент, ну какие пять дней? Это он мне говорит. А что будешь делать? Там, и то и се, того подмажу, этого подмажу, что-то будем делать. Нет, друзья мои, не будем делать. И подмазывать не будем. И делаться это должно по-другому. И здесь должна быть координация наших действий. Почему одни должны платить налоги, акцизы, пошлины, при импорте авто, а другие будут подмазывать? Должна быть наша общая позиция», – заявил П.Порошенко 24 мая 2017 года.
  Согласно указу Президента №146/2017 «О мерах, связанных с введением Европейским Союзом безвизового режима для граждан Украины», Кабинет министров обязан:
- принять меры для урегулирования ситуации, которая сложилась вследствие несоблюдения требований таможенного законодательства при использовании на территории Украины транспортных средств, которые зарегистрированы соответствующими органами иностранных государств;
- усовершенствовать законодательства Украины, которое регулирует вопрос временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины и их транзита территорией Украины, с учетом требований законодательства Европейского Союза и международных договоров Украины;
  На сегодняшний день, в Украине существует «схема» по которой автомобили на литовской регистрации завозятся в режиме «транзит», однако, в дальнейшем, они не выезжают. Согласно ст.95 Таможенного кодекса, транзит автомобиля не может превышать 10 дней. Ст.470 Таможенного кодекса указывает, что нарушение сроков транзита наказывается штрафом в размере 8500 гривен. Этим и пользуются фирмы, которые загоняют авто. Человек просто платит штраф 8500 грн. (330 $) и продолжает ездить на автомобиле, не выезжая за пределы Украины.
  Обычно, фирмы-посредники берут за пригон автомобиля около 1000 евро и убеждают клиентов, что можно ездить беспрепятственно до пяти лет. Однако, езда «в режиме транзит» в личных целях является незаконной изначально. В соответствии со статьями 90, 95 Таможенного кодекса «транзит – это таможенный режим, в соответствии с которым транспортные средства перемещают под таможенным контролем между двумя таможнями либо в пределах одной таможни без пользования этими транспортными средствами ».
  Таким образом, езда на литовском автомобиле который находится в режиме «транзит» в личных целях является нарушением ст.95. Закон предусматривает штрафа за нарушение сроков транзита в размере 8500 грн. Однако, если таможенные органы докажут, что автомобиль изначально ввозился в Украину для продажи или для личного использования, то возможно привлечение нарушителя по ст.485 ТК – таможенное мошенничество, за которое предусмотрены конфискация автомобиля и штраф в размере 300% от суммы неуплаченных таможенных платежей.
  Исходя из указа Президента, ситуация с продажей «транзитных» автомобилей может резко изменится. Достаточно внести правки в ст.470 Таможенного кодекса Украины о том, что за нарушение сроков транзита, автомобиль подлежит конфискации, и схема ввоза авто в режиме «транзит» сразу же утратит свой смысл.